Программа "Школа родственного ухода"
…Правильный, гигиенический уход всегда имеет несомненное положительное влияние на продолжительность и течение болезни. Ф. Найтингейл «Записки об уходе» |
Начало реализации программы: 2023 год.
Цель программы: обучение членов семьи, родственников и иных лиц, осуществляющих уход за гражданами пожилого возраста и инвалидами, полностью или частично утратившими способность к самообслуживанию, а также помощников по уходу (сиделок) принципам общего ухода в целях повышения качества жизни, методам самообслуживания основам реабилитации в домашних условиях.
Задачи:
- Формирование знаний, умений и навыков по уходу за тяжелобольными, маломобильными людьми у лиц, осуществляющих уход за ними (родственник, опекун, социальный работник, сиделка и др.);
- Формирование навыков самообслуживания у маломобильных граждан (формирование умений и навыков у людей, осуществляющих уход, с последующим тиражированием их тем, за кем они ухаживают);
- Помощь в создании благоприятной обстановки в семье, где проживает человек, нуждающийся в специальном уходе;
- Обучение эксплуатации технических средств реабилитации и вспомогательных средств.
- Оказание психологической поддержки родственникам и лицам, осуществляющим уход за тяжелобольными, маломобильными гражданами и гражданами с дефицитом самообслуживания.
- Помощь в организации домашнего пространства и адаптация его к потребностям маломобильных граждан.
- Информирование родственников и (или) лиц, осуществляющих уход за маломобильными, тяжелобольными гражданами и гражданами с дефицитом самообслуживания о видах и формах реабилитации данной категории граждан, видах социальной помощи и господдержки.
Категория:
- Члены семьи, родственники и иные лица, осуществляющие уход за гражданами пожилого возраста и инвалидами
- Граждане, желающие овладеть навыками самоухода и самопомощи
- Помощники по уходу (сиделки) и иные лица, сосуществующие уход за гражданами пожилого возраста и инвалидами, не являющиеся родственниками.
Формы работы:
- очные на базе отделения социальной реабилитации граждан с ограниченными возможностями здоровья и пожилого возраста (групповые и индивидуальные обучающие занятия);
- выездные (на дому у гражданина);
- дистанционные (публикация обучающего и практического информационного материла в месенджере Телеграм).
ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ РОДСТВЕННОГО УХОДА
БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ "КОМПЛЕКСНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ "ВДОХНОВЕНИЕ"
ОКТЯБРЬСКОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА"
№ п/п |
Тема занятий |
Тип занятия |
Содержание |
Ответственный специалист |
1 |
Организация пространства в доме |
лекция |
Основы безопасности при осуществлении ухода на дому. Особенности помещения, основное и вспомогательное оборудование и его размещение. Безопасность больного и ухаживающих лиц |
заведующий отделением социальной реабилитации граждан с ограниченными возможностями здоровья и пожилого возраста |
2 |
Перемещение маломобильных и немобильных граждан |
лекция |
Эргономичные методы перемещения маломобильного и немобильного гражданина. Принципы и правила безопасности для нуждающегося в помощи и ухаживающего |
заведующий отделением социальной реабилитации граждан с ограниченными возможностями здоровья и пожилого возраста |
3 |
Использование технических средств реабилитации |
практическое занятие |
Оборудование для позиционирования в кровати. Оборудование для перемещения немобильного гражданина, подъема с пола. Оборудования для ходьбы маломобильного. Оборудование и вспомогательные средства для проведения гигиенических мероприятий и опорожнения. Приспособления для приема пищи маломобильными (нескользящие коврики, чашки с вырезом для носа, кружки с 2 ручками, поильники, тарелки с ограничительными бортиками и т.д.). |
заведующий отделением социальной реабилитации граждан с ограниченными возможностями здоровья и пожилого возраста |
4 |
Организация питания маломобильных и немобильных граждан |
лекция |
Подходы к организации питания: сбалансированность, безопасность приема пищи. Организация питьевого режима. Алгоритм кормления маломобильного и мобильного гражданина. Кормление подопечных с дисфагией. Кормление через зонд. |
заведующий отделением социальной реабилитации граждан с ограниченными возможностями здоровья и пожилого возраста |
5 |
Гигиена и личная безопасность ухаживающего и гражданина, нуждающегося в уходе |
практическое занятие |
Инфекционная безопасность ухаживающего: гигиена рук, правила мытья; индивидуальные средства защиты. Мытье немобильного в кровати, ванной (душе). Оборудование для мытья в ванной (душе). Гигиена ушей, носа, глаз, ротовой полости. Последовательность действий при бритье. Маникюр. Педикюр. Смена подгузника. Постановка судна. Интимная гигиена. Смена постельного и нательного белья. Уход за больными со стомами. Виды калоприемников. Смена калоприемника. Мочевой катетер. Уход за катетером. Освобождение мочевого дренажного мешка |
заведующий отделением социальной реабилитации граждан с ограниченными возможностями здоровья и пожилого возраста |
6 |
Осложнения, профилактика заболеваний маломобильных и немобильных граждан |
лекция |
Проблемы и риски осложнений у маломобильных граждан. - Застойная пневмония у немобильных: определение, причины возникновения, провоцирующие факторы, симптомы и профилактика. - Тромбоз: определение, причины образования и факторы риска развития, последствия, симптомы и профилактика. - Контрактура: определение, причина, факторы риска и механизм развития контрактур, профилактика, ортезы, уход при контрактурах. - Дегидратация (обезвоживание, эксикоз): определение, степени обезвоживания, симптомы, причины, тест для определения обезвоживания, питьевой режим, профилактика и контроль. - Пролежни: определение, факторы возникновения; части тела, наиболее подверженные образованию пролежней; механизм образования пролежней; стадии пролежней; контроль образования пролежней; фазы заживления раны; ошибки лечения; профилактика пролежней. - Обстипация (запор): определение, причины, симптомы, последствия; лечение и профилактика. Контроль дефекации. - Инконтиненция (недержание мочи): определение, причины возникновения и факторы риска; профилактика; частичное или полное восстановление континенции (удержание мочи). |
заведующий отделением социальной реабилитации граждан с ограниченными возможностями здоровья и пожилого возраста |
7 |
Коммуникация с лицами, нуждающимися в уходе |
лекция |
Принципы построения взаимодействия (правила общения). Позитивная коммуникация: условия и критерии. Особенности коммуникации с гражданами с сенсорными дефицитами, когнитивными и психическими расстройствами. Коммуникация при деменции: основные концепции и подходы. |
психолог |
8 |
Психологический климат в семье. Эмоциональное благополучие ухаживающего гражданина |
Лекция, Практическое занятие с элементами тренинга |
Психологические проблемы, возникающие в семье при осуществлении ухода, пути их преодоления. Приемы и методы саморегуляции лица, осуществляющего уход |
психолог |
ПЛАН ЗАНЯТИЙ В ШКОЛЕ РОДСТВЕННОГО УХОДА НА СЕНТЯБРЬ 2024 ГОДА
СЕНТЯБРЬ |
|||
1 |
03.09.2024 |
14.00 – 15.00 |
Организация пространства в доме |
2 |
04.09.2024 |
10.00 – 13.00 |
Индивидуальные консультации и практические занятия на дому у граждан |
3 |
05.09.2024 |
11.00 – 12.30 |
Перемещение маломобильных и немобильных граждан. Использование технических средств реабилитации |
4 |
10.09.2024 |
14.00-15.00 |
Организация питания маломобильных и немобильных граждан |
5 |
12.09.2024 |
11.00 – 12.30 |
Гигиена и личная безопасность ухаживающего и гражданина, нуждающегося в уходе. Осложнения, профилактика заболеваний маломобильных и немобильных граждан |
6 |
16.09.2024 |
14.00 – 15.00 |
Досуговая деятельность |
7 |
17.09.2024 |
14.00 – 15.30 |
Коммуникация с лицами, нуждающимися в уходе. Психологический климат в семье. Эмоциональное благополучие ухаживающего гражданина |
8 |
19.09.2024 |
11.00 – 12.00 |
Досуговая деятельность
(Релакс-занятие "К себе нежно") |
9 |
24.09.2024 |
15.00 – 17.00 |
Индивидуальные консультации и практические занятия на дому у граждан |
10 |
26.09.2024 |
11.00 – 12.00 |
Досуговая детальность
(Мастер-класс по рисованию) |